Более года в Петербурге слушают уголовное дело о "фейках" против 55-летнего иеромонаха и блогера Иоанна Курмоярова из-за его роликов на Ютубе, в которых он рассуждал о действиях российской армии в Украине с точки зрения христианства. Находясь в СИЗО, Курмояров ответил на вопросы Север.Реалии. Он рассказал, как него повлияло уголовное дело и почему он хочет судиться с СИЗО. Сейчас в суде слушаются доводы защиты обвиняемого.
– Вину признаю в полном объеме, от дачи показаний отказываюсь. Как обозначено в обвинительном заключении, я не являюсь специалистом в области политологии и военного дела и раскаиваюсь (в содеянном), – заявил Иоанн Курмояров во время очередного заседания суда в Петербурге.
Иоанн (Дмитрий) Курмояров родился в Пермском крае, окончил архитектурный факультет Волгоградского инженерно-строительного института.
– Духовное образование получил гораздо позднее. Глубинными вопросами существования мира и человека я интересовался смолоду. В этом смысле не помню себя не верующим человеком. Христианство я принял в 1999 году. Процесс воцерковления сопровождался рядом драматических событий в личной жизни. Но это лично, пока я оставлю это для себя, – написал Курмояров Север.Реалии.
После нескольких переездов он остался жить в украинском городе Винницы, где был рукоположен в священство, а в 2011 году пострижен в монашество. Из материалов уголовного дела против Курмоярова известно, что в Винницах живет его 74-летняя мать, у которой серьезные проблемы со здоровьем: отказала почка, ей сложно говорить. С отцом отца Иоанна она в разводе.
В 2013 году Курмояров защитил диссертацию по теме "Крещение Руси: мифы и реальность", получив докторскую степень по богословию.
"Печатное издание (докторской) продавалось и в Украине, и в России", – отмечает Курмояров.
Через несколько лет Служба безопасности Украины (СБУ) пыталась привлечь Иоанна к административной ответственности за пост с фотографией георгиевской ленточки (в Украине за публичное использование этой символики введены штрафы из-за популярности символики у военных оккупированных территорий "ЛДНР". – СР). Но срок давности по делу прошел, а Тульчинская епархия исключила священника из своих рядов. После этого Курмояров оказался в России: в Новосибирской семинарии возглавил кафедру богословия. В 2019 году он получил российское гражданство.
Примерно тогда же Курмояров начал вести канал "Православный виртуальный приход", видео из которого в 2022 году стали основной уголовного дела против священника. До военных действий в Украине Курмояров публиковал на канале электронную музыку и ролики с рассуждениями о современной церкви.
В 2020 году митрополит Новосибирский и Бердский Никодим запретил в служении отца Иоанна из-за публикаций Курмоярова с критикой храма Вооруженных сил России. Курмояров говорил, что идет "профанация христианской веры" и храм Минобороны "является ярчайшим свидетельством свершающейся на наших глазах такой профанации".
Фрески в храме Минобороны, на которых изображены красноармейцы, члены КПСС и коммунистические символы, оскорбляют чувства верующих, утверждал Курмояров. Также на одной из фресок изображен облёт Москвы в 1941 году с Тихвинской иконой Божией Матери, который Курмояров в своем заявлении назвал "байкой" без доказательств.
Священник просил убрать из храма не только фрески, но и барельефы с оружием массового поражения: пулеметами, автоматами, танками, минометами и зенитными установками.
После этого Иоанн Курмояров переехал в Петербург, ушел из РПЦ и перешел в Русскую православную церковь за границей (РПЦЗ). Он обвинил министра обороны Сергея Шойгу в оскорблении чувств верующих из-за храма Минобороны и написал заявление в СК с требованием привлечь его к ответственности, но реакции не было. В феврале 2021 года иеромонах Иоанн Курмояров подал иск в Невский районный суд Санкт-Петербурга на Новосибирскую православную духовную семинарию из-за незаконного увольнения. "После критики храма Минобороны меня уволили отовсюду. Проблема в том, что я не могу пойти служить в другие епархии, – рассказал Курмояров изданию Тайга.Инфо. – Я в подвешенном состоянии, поэтому подал прошение в общецерковный суд, чтобы сняли с меня это всё [обвинения]. Но на меня завели дело и в епархиальном суде. И пока я там под следствием, дело в общецерковном суде рассматривать не будут. Просил ознакомить меня с требованиями, но в епархии молчат". 11 января 2022 года Курмоярову в удовлетворении иска к семинарии отказали.
"У цинизма и беспредела должны быть свидетели"
В июне 2022 года Иоанна Курмоярова задержали в Петербурге и отправили в СИЗО. Дело возбудили из-за записей в Ютубе "Православный виртуальный приход". Следствие утверждает, что иеромонах опубликовал 62 ролика, в которых содержится "ложная информация о ВС РФ", иначе говоря – "фейки" о российской армии.
На каждое заседание приходят активисты, которые наблюдают за делом священника.
– У того цинизма и беспредела, который мы регулярно наблюдаем в суде, должны быть свидетели. Должны быть живые глаза, которые это видят. И работники, и работница суда (и конвой, и все-все, я не хочу кого-то пропустить из-за неграмотности) должны видеть и чувствовать, что живые глаза на них смотрят и, что бы они ни нарушили, живые глаза это увидят. Иоанн Курмояров попадает в категорию людей, которым просто по статистике меньше сочувствуют, поэтому особенно важно, чтобы представители и представительница власти, все, кто участвуют в его судьбе, чувствовали, что всем их действиям есть свидетели и свидетельницы, – объясняет свое присутствие Ануш Панина, которая не пропускает ни одного заседания по делу Курмоярова. На заседания Панина приходит с клоунским носом, потому что "в суде происходит не суд, а цирк".
– Я хожу не только на заседания Иоанна Курмоярова, но и на другие судебные заседания по статье 207.3 УК РФ о так называемых "фейках" об армии. Это статья буквально вводит военную цензуру, хотя в стране нет военного положения. И она предусматривает огромные сроки просто за выражение мнения, отличного от того, что озвучивают на брифингах Минобороны. Сторона обвинения зачитывает текст брифингов на заседаниях в качестве доказательств вины, – рассказала другая слушательница, Вероника.
– Дело иеромонаха Иоанна особенно интересно тем, что он единственный из всех фигурантов уголовной статьи о "фейках" об армии в Петербурге, кто признал свою вину. Это нехарактерная вещь. Большинство людей – да все, кроме него – свою вину не признают. Интересно посмотреть, к чему это приведет. Во-первых, почему он ее признал? Это непонятно на данный момент. Может, ему каким-то образом привели какие-то аргументы, почему надо признать эту вину. Возможно, я предполагаю, он рассчитывает и надеется на то, что это смягчит приговор, – рассуждает еще один слушатель по делу депутат МО "Литейный округ" Сергей Трошин.
За год следствия у Курмоярова сменились судья и два адвоката. Третьим защитником священника стала адвокат по назначению Галина Яровая (Галина Яровая отказалась комментировать ход дела). В июне дело начали рассматривать заново.
Брифинг как доказательство по делу
Главными доказательствами обвинения в деле стали экспертизы и брифинги Минобороны, как подтверждение того, что Курмояров публиковал информацию, противоречащую официальной точке зрения. Эксперты обнаружили в роликах негативную оценку российских военных, "пропагандистские высказывания, которые побуждают к противодействию использования Вооруженных сил России за пределами страны" и недостоверную информацию о действиях президента России Владимира Путина.
На суде Иоанн Курмояров признал вину и извинился перед всеми, кого мог обидеть своими словами.
– Запрет в служении был только началом всей этой истории с ГХВС (Главный храм Вооруженных сил России. – СР). В двух словах обо всём не расскажешь. Свои аргументы относительно критики ГХВС я озвучил в открытом письме на имя министра обороны Шойгу. Письмо опубликовано в сети.
Да, я предполагал, что меня могут лишить сана за мою позицию. Но РПЦ – это ещё не вся православная церковь. Поэтому я в любом случае остаюсь священником и монахом.
– Как проходил обыск у вас?
– Обыск проходил рутинно. Изъяли: подрясник, наперстный крест, несколько икон, телефон, ноутбук и жёсткие диски.
Из материалов дела, которые были оглашены во время судебного заседания, следует, что сразу после обыска Иоанн заявил: "С обыском я не согласен, я невиновен". Обвинение также зачитало личную переписку священника с пользователем Михаилом Слезкиным. За несколько месяцев до задержания Курмояров писал, что, "если за ним придут", то крайний вариант – уехать в Финляндию, потому что священник не хочет "жить в страхе".
– С какими трудностями вы столкнулись в СИЗО?
– Трудностей в СИЗО много. Главное у них – это то, что сотрудники СИЗО не исполняют правила внутреннего распорядка: не поднимают с личных вещей книги, не оказывают всех требуемых медицинских услуг, не снимают меня с профучета и много чего ещё. Буду готовить судебный иск против СИЗО с требованием обязать работников СИЗО исполнять ПВР (Правила внутреннего распорядка) и нормы российского законодательства.
За год нахождения в СИЗО Иоанн Курмояров сменил 7 камер. Священник просил у руководства изолятора объяснить, почему его переводят из камеры в камеру, но ответа не получил.
"На протяжении целого года мне приходилось и регулярно приходится сталкиваться с хамством со стороны некоторых сотрудников СИЗО. Например, сотрудница СИЗО, курирующая работу по взаимодействию арестантов и медчасти, отказывается представляться, называть свое ФИО, звание и должность. Публично, в присутствии других арестантов она заявляет, что тут вам не санаторий и что лечиться нужно было на воле. Я считаю это хамским поведением с ее стороны", – сказал Курмояров в суде.
Так же он жаловался судье, что сотрудники СИЗО отказываются выдавать в камеру книги: "Причем даже те, которые приобретены мною через сервис ФСИН-книга".
В июне Курмоярова поставили на профилактический учёт как склонного к экстремизму и терроризму. Сотрудники СИЗО объяснили это тем, что статья, по которой судят священника, находится в списке статей экстремистского характера. Курмоярову в СИЗО отказались показывать документы с обоснованием постановки на профучет и отправили его искать информацию в интернете.
– Во время судебных заседаний вы неоднократно говорили о проблемах со здоровьем. Изменилось ли что-то?
– Проблемы со здоровьем комментировать не хочу. Надеюсь, суд обяжет медчасть СИЗО оказать мне все необходимые медицинские услуги.
В марте этого года на суде иеромонах заявил, что у него садится слух и падает зрение, развилась гипертония, образовалась киста Бейкера. Медчасть, по его словам, проигнорировала уже 25 его заявлений об оказании медицинской помощи. После заявления в прокуратуру медпомощь ему все же оказали, но не в полном объеме.
В августе в суд, где слушается дело Курмоярова, пришел ответ из медсанчасти. В нем говорилось, что у священника "гипертоническая болезнь второй стадии и хронические заболевания", "состояние здоровья удовлетворительное".
– Как на вас повлияло это дело?
– Я сформировался как личность, как человек и как христианин задолго до ареста. Уголовное дело никаким образом на меня как на человека не повлияло. Но оно позволило мне увидеть изнанку жизни, позволило понять, почему Христос предпочитал общение с мытарями и грешниками общению с сильными мира сего. И оно сделало меня мудрее!