21 февраля президент России Владимир Путин подписал указ о признании самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик и распорядился ввести российские войска на эти территории. А до этого было опубликовано обращение епископов Апостольской православной церкви в связи с нагнетанием обстановки вокруг Донбасса.
"События последних суток, разворачивающиеся на наших глазах, заставляют нас по обе стороны границы с замиранием сердца следить за потоком новостей, – говорится в обращении. – Мы понимаем всю слабость наших человеческих усилий, но слова Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа, да будут услышаны всеми: «Блаженны миротворцы» (Мф. 5:9)!
Мы призываем всех, от кого зависит мир на Донецкой и Луганской земле: остановитесь! Не дайте пролиться крови! Прекратите безумное нагнетание страстей!"
РПЦ в этой ситуации хранит молчание. Хотя каждый раз, когда в храмах служится православная литургия, в одном из песнопений ее первой части звучат слова: "Блаженны миротворцы". Но вне литургии эти слова из уст высшего клира сегодня не слышны. По мнению профессора Санкт-Петербургской духовной академии православного священника Георгия (Митрофанова), так происходит потому, что на протяжении всей своей истории Православная церковь в России находилась в большой зависимости от государственной власти.
– Нынешняя ситуация не может не вызывать ужаса от того, на грани чего мы находимся, но тут важно еще и то, что сегодня после тридцатилетия, в течение которого наша Церковь не преследуется государством, авторитет Церкви и в обществе, и во власти не так уж велик, – считает протоиерей Георгий (Митрофанов). – И государственная власть вовсе не склонна прислушиваться к мнению Церкви, особенно в важных политических, тем более геополитических вопросах. Поэтому высказывания отдельных священников или иерархов чаще всего звучат просто как их личное мнение и, как правило, идут в фарватере государства. Я не знаю, будет ли в ближайшее время высказана Церковью какая-то позиция, – надеюсь, что будет, но не думаю, что она будет радикальной и конкретной. Скорее всего, это будет напоминание об общих принципах морали, которые, конечно, не могут поддерживать войну, но какой-то политической конкретики ожидать не приходится.
Впрочем, в современном мире действия властей, и российских, и европейских, давно уже не зависят от благословения церквей. По мнению протоиерея, церковная иерархия должна максимально дистанцироваться от действий властей, тем более что государство не спрашивает ее благословения и выступает от собственного имени – значит, оно и несет за все полную ответственность. Если бы Церковь вмешалась, она бы эту ответственность разделила – за то, на что она повлиять не может. Священник предполагает, что, возможно, поэтому, не желая обострять отношения, Церковь и безмолвствует.
– В конфликте с Украиной церковный элемент с самого начала присутствует – вспомним образование Украинской автокефальной церкви, конфликт с Константинопольским патриархатом, и этот церковный конфликт порожден политическими причинами. Готовность Церкви, что в России, что на Украине, в каких-то случаях идти на поводу у власти меня смущает. Я скажу одно, используя старый тезис: соблюдайте вашу Конституцию. У нас Церковь отделена от государства, и я надеюсь, что мы, представители Церкви, как законопослушные граждане, должны следовать именно этому принципу. Кризис, который мы переживаем и который поставил не только нашу страну, но и Европу на грань войны, безусловно, результат политики, нуждающейся в серьезных коррективах. Война – это зло, и она не отменяет заповедь "не убий". Конечно, бывают ситуации, когда войны избежать нельзя, можно только выбирать между большим и меньшим грехом. Я надеюсь, что сейчас ситуация не такова, что у нашей страны есть возможность избежать войны, сохраняя верность общепринятым нравственным ценностям. Я выступаю за то, чтобы никаких военных действий не было.
– В 2014 году было много антивоенных выступлений, сейчас их почти нет – почему? Может ли сегодня каждый христианин сделать что-то лично, чтобы остановить войну?
– Я думаю, в обществе возникло ощущение невозможности повлиять на события. Широкой общественной оппозиции, предлагающей альтернативные варианты политики, к которым прислушивались бы власти, не существует. Поэтому остается одно – каждый человек может, как говорил Солженицын, жить не по лжи, то есть не поддерживать то, что он считает неправильным.
– Как вы относитесь в посту дьякона Андрея Кураева, который пишет в своем ЖЖ: “Жителей ЛДНР их ррреволюционные власти в ходе "эвакуации" лишили жилья, всего имущества, работы, личного транспорта, разделили семьи, забрив всех мужчин в свою "милицию", а детей и женщин увезя через границу в другую страну. Точно ли "бендеровцы" поступили бы с ними хуже?”
– Вообще, происходящее меня удивляет – в ДНР и ЛНР никаких украинских националистов нет, и, по-моему, они там не появились, и я не могу понять причину идущей эвакуации. Она не подготовлена, проходит с большими проблемами для людей, и вспоминается Черномырдин: "Никогда такого не было, и вот опять". Опять страдают конкретные люди, о которых власти, казалось бы, должны заботиться – так где же эта забота? Вот человек и ощущает себя уязвимым, ни на что не влияющим, обреченным жить той жизнью, которая ему навязывается извне – вот они и едут то туда, то обратно, а для чего – непонятно. Вообще, лучший способ доказать, что мы правы, это создать в России лучшие условия, чем у соседей, тогда, глядишь, у нас и проблем будет меньше. И тут мы можем только призывать людей жить по-христиански. Жить не по лжи – эти слова Соженицына, увы, остаются актуальными и для нашего времени.
Православный священник Николай Савченко в 2014 году активно выступал против аннексии Крыма, против войны с Украиной. С тех пор он служит в очень маленьком дальнем приходе. В Средние века Русская православная церковь многократно участвовала в умиротворении междоусобиц, о чем есть свидетельства в древнерусских летописях, напоминает он.
– Митрополиты, епископы умиротворяли князей, ездили, вели дипломатические переговоры, и неизвестно ни одного случая, когда бы церковный иерарх благословил поход одного князя на другого. А митрополит Филипп Колычев был задушен Малютой Скуратовым за то, что не благословил поход Ивана Грозного на Новгород, – говорит иерей Николай. – А сейчас мы об этом забыли. Но я считаю, что умиротворение – это единственно возможный путь для нас: нам следует всячески примирять стороны конфликта или хотя бы не разжигать военные страсти и страхи, а с ними и саму войну. В 2014 году Русская православная церковь сделала соответствующее заявление, была составлена молитва, читавшаяся несколько лет в храмах, правда, потом ее читать перестали. Наверное, сейчас хорошо бы возобновить чтение этой молитвы и возвысить свой голос против любых агрессивных устремлений.
Иерей Николай призывает проявлять особое человеколюбие в связи с поспешной эвакуацией людей с территории самопровозглашенных республик ДНР и ЛНР, по поводу причин которой у него тоже возникают вопросы.
– Невольно вспоминаешь о всяких провокациях – о Гляйвице, о Майниле. Вот сейчас сообщили, что разрушен некий пограничный пункт украинским огнем. Я, правда, на видеозаписи не увидел ни одной тропинки к этому пункту, он весь в какой-то молодой поросли, кажется, там даже электричества не было. Мне кажется, есть опасность преувеличить деяния противоположной стороны и преуменьшать деяния нашей. Это пропаганда, я интересуюсь историей, и я сам видел газеты 1939 года, когда советские войска входили в Западную Украину и Западную Белоруссию: тогда в "Правде" печатались невообразимые ужасы о польских солдатах, вырезавших сердца у украинских и белорусских крестьян, приколачивавших людей к заборам, – и все это была полная ложь. Цель была одна – воспламенить ненависть советских граждан к тем, кто в тот момент объявлялся врагами. То же самое делалось и перед началом советско-финской войны. Пропаганда – это страшное оружие, которое убивает косвенно. Зло проявляется вокруг нас, в виде ненависти в СМИ, и настоящий христианин должен противостоять этому. Сейчас ни в коем случае нельзя допускать, чтобы в сердце вскипела злоба.
Епископ Апостольской православной церкви, правозащитник Григорий Михнов-Вайтенко разместил на своей странице в фейсбуке Обращение епископов Апостольcкой православной церкви с цитатой из Евангелия: "Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в ножны, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут" (Матфей 26:52). "Мы призываем всех, от кого зависит мир на Донецкой и Луганской земле: остановитесь! Не дайте пролиться крови! Прекратите безумное нагнетание страстей!.. Мир Украине! Мир России! Нет войне!" – говорится в Обращении.
– Переговорами можно решить любую проблему – а не применением силы, не угрозами, тем более не ядерным шантажом, – считает епископ Апостольской православной церкви (Объединение православных общин апостольской традиции. – СР) Григорий Михнов-Вайтенко. – Всем нужно успокоиться и услышать голос разума. Нужно остановиться, пусть даже у последней черты, – на это наша надежда. Мы читаем в Библии, как Господь ожесточил сердце фараона, – но мы знаем, что Господь точно так же может и смягчить сердце любого фараона. Пока разговор Макрона с Путиным и Байденом вселяет слабую надежду на переговоры.
– Эта надежда возникает – и, увы, гаснет не впервые. А почему мы сейчас слышим так мало призывов к миру от священников, от христиан?
– Это вызывает мою бесконечную печаль. Мне кажется, христианские церкви должны неустанно просить мира. И мне очень важно было, чтобы епископы России, США, Украины – тех стран, которые волей-неволей вовлечены в этот конфликт, подписали это обращение. Чтобы это была наша общая позиция – и мы ее продекларировали. Нам остается молиться о мире и призывать властителей одуматься и сделать шаг назад.
Война уже идет, и если постоянно говорить "война, война" – кто-то рано или поздно нажмет на курок. И эвакуация вызывает ужасную печаль, людей гоняют туда-сюда, не обеспечивают никакими условиями, это имитация, которая может плохо кончиться – сейчас, вообще-то, зима. И это ссорит приезжих с местными жителями, вызывает ненужное напряжение, это очень плохое решение, оно сеет панику и вражду. Сейчас людям очень трудно выражать свое мнение против войны, вот на Пушкинской площади в Москве всех задержали, это очень тревожно. Если призыв к миру становится экстремизмом, то что-то очень неправильное происходит в стране, – говорит Григорий Михнов-Вайтенко.
Известный московский священник Алексей Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, признается, что обуреваем самыми тревожными чувствами в связи с происходящими событиями.
– Все это так ужасно, что я даже не знаю, что сказать. Беженцев, безусловно, жалко – их всегда жалко, тем более что эти несчастные люди в любой ситуации очень часто становятся объектом манипуляции с разных сторон. Я нахожусь в состоянии страшной тревоги, мое сердце разрывается от ужаса, что, не дай Бог, случится непоправимое. Сводки, которые мы читаем, холодят сердце и вводят в какой-то ступор. Я ощущаю полную беспомощность, я не могу внутренне согласиться ни с каким посылом войны, военных действий, не могу оправдать никакую форму насилия. Военная напряженность нагнетается, и возникает ужас – не дай Бог, какое-то лишнее движение, и случится непоправимое – не я один сейчас живу в таком напряжении. Меня часто спрашивают, что делать, а я не знаю – только молюсь и в течение дня, и на литургии о том, чтобы Господь пришел и вмешался в эту ситуацию, – говорит Алексей Уминский.