Ссылки для упрощенного доступа

"Богу нравится, что мы делаем". История старейшей лютеранской церкви в Санкт-Петербурге


Церковь Святой Анны – Анненкирхе – старейшая лютеранская церковь Санкт-Петербурга с богатой трехвековой историей. В XVIII веке она была важным центром притяжения лютеран. В советское время Анненкирхе закрыли, а ее священнослужители подверглись гонениям. В здании церкви в разные периоды работали кинотеатр, рок-клуб, казино и тату-салон.

Источник: "Такие дела"

Сегодня Анненкирхе – действующая лютеранская церковь, но наравне с богослужениями здесь проходят модные выставки на христианские темы, концерты и перформансы, а во главе – молодой настоятель Евгений Раскатов, путь которого тоже был непрост.

"Христианство – это бунтарство в некотором смысле, просто не очень понятное по форме. На самом деле церковь – про поиск внутренней свободы", – считает он.

Во что трансформировалась Анненкирхе за последние 10 лет, а главное – какие люди делают ее такой, какой она стала сейчас.

Церковь, кинотеатр, рок-клуб

В центре Санкт-Петербурга, на Кирочной, 8, в углублении улицы, выделяется ярко-зеленое здание с белыми колоннами и лепниной. Внешне оно напоминает что-то вроде дома культуры, но на самом деле это действующая лютеранская церковь Святой Анны – Анненкирхе.

Лютеранская община появилась в Санкт-Петербурге в 1704 году. Тогда же в Петропавловской крепости была построена первая небольшая деревянная церковь для лютеран. Впоследствии городские власти выделили землю под строительство нового храма – на том месте, где сейчас находится современная Анненкирхе. Он был возведен по проекту архитектора Юрия Фельтена, работавшего над созданием решетки Летнего сада, Малого и Большого Эрмитажей, интерьеров Зимнего дворца. Четвертую Артиллерийскую улицу, на которой находился храм, в итоге переименовали в Кирочную – от слова "кирха".

До 1917 года у церкви было 12–13 тысяч прихожан, в том числе многие известные петербуржцы: ювелир Карл Фаберже и его семья, врач и педагог Петр Лесгафт, художник Карл Брюллов, который здесь венчался. После революции Анненкирхе подверглась гонениям. К 1939 году в России не осталось ни одной действующей лютеранской церкви и ни одного священника. Кто-то бежал из страны, кого-то выслали в лагеря, а кого-то расстреляли.

В 1939 году Анненкирхе закрыли и перестроили под кинотеатр "Спартак", в середине восьмидесятых ставший кинотеатром Госфильмофонда. Здесь можно было посмотреть культовое мировое кино.

Пасхальная выставка в здании Анненкирхе
Пасхальная выставка в здании Анненкирхе

К концу XX века здание переоборудовали в рок-клуб "Спартак". Он быстро стал важной точкой притяжения молодежи Петербурга. В разные годы в клубе выступали группы "Король и Шут", "Ленинград", "Гражданская оборона", "Ночные снайперы", "Аквариум", "Аукцыон". Здесь же были казино, игровые автоматы, рок-магазин и тату-салон. Здание мелькало в кадре фильма "Брат" режиссера Алексея Балабанова – в одном из эпизодов главный герой Данила Багров заходит во двор церкви и проходит мимо нее.

В 2002 году городские власти решили вернуть здание лютеранской общине, но, когда клуб "Спартак" съезжал, там произошел сильный пожар. Огонь выжег практически все: кровля обвалилась, остались только стены. С тех пор здание законсервировали на шесть лет, после чего его отреставрировали снаружи, но не до конца – в частности, не вернули крест на колокольню. Зато сделали стропила, крышу и снова передали общине. 24 декабря 2013 года в церкви наконец прошло первое богослужение.

"Если будут звонить, скажи, что я молюсь"

Сегодня службы в Анненкирхе проходят каждую среду и воскресенье. Их проводят на английском, немецком и русском языках.

В самой церкви до сих пор остались сильно обгоревшие стены с полопавшейся штукатуркой и виднеющимися внутренними конструкциями, ставшими визитной карточкой Анненкирхе. Сразу на входе в глаза бросается знаменитая главная лестница, построенная в советское время. Под высоким потолком висят огромные пальмовые ветви – символ Пальмового воскресенья. Это одна из инсталляций выставки "Страсти", которая занимает все пространство церкви.

В большом зале идет воскресная служба. Помещение вместило в себя одну из главных экспозиций выставки: по периметру зала развешаны картины с изображением Христа – распятого, несущего крест. В центре, над головами собравшихся, расположен огромный терновый венец-корона – тоже часть инсталляции. Через большие окна солнце заливает зал богослужения светом.

Люди собираются неспешно, но постепенно полупустое пространство заполняется – свободных мест не остается. Сюда приходят парами, с друзьями и поодиночке, взрослые и молодые. Кто-то явно посещает церковь постоянно, а кто-то пришел впервые. Все обнимаются при встрече.

"Если будут звонить, скажи, что я молюсь", – говорит с улыбкой проходящая мимо девушка своему спутнику.

Наконец все рассаживаются и затихают. К кафедре выходит сотрудница церкви и рассказывает, как будет проходить служба. Говорит, что мы будем молиться, креститься, вставать и садиться. Все это можно делать, а можно не делать.

Играет орган, все встают. В зал заходят пятеро мужчин в белых альбах. Первый несет крест, замыкает колонну настоятель Анненкирхе Евгений Раскатов в ярко-фиолетовом облачении.

Пасхальная служба в Анненкирхе
Пасхальная служба в Анненкирхе

Богослужению предшествует конфирмация – обряд приема в церковную общину нового прихожанина. Из колонны служителей в белых альбах выходит невысокий мужчина средних лет и встает перед настоятелем. Евгений Раскатов произносит молитву благословения над конфирмируемым, а затем все присутствующие в зале молятся – в знак того, что община принимает нового верующего.

"Дорогие братья и сестры, прошу поприветствовать нашего брата Валентина", – говорит Евгений после окончания обряда. Все громко хлопают и одобрительно прикрикивают.

Основная часть богослужения длится около часа. В конце службы настоятель зачитывает просьбы людей и просит о благословении – на операцию на сердце для маленького мальчика, на поиск работы для молодой девушки, на дом в Финляндии для семейной пары, на финансовое благополучие выборгского приюта для собак. Затем все ходят по залу, обнимаются, жмут друг другу руки, произнося "Мира Божьего".

"Христианство – это бунтарство"

42-летний Евгений Раскатов стал настоятелем Анненкирхе в 2015 году. Высокий, темноволосый, с короткой стрижкой и стильной, аккуратно подстриженной бородой, он активно жестикулирует и быстро говорит, как будто иногда не успевая за скоростью мыслей. Практически с самого появления в Анненкирхе энергичный и словоохотливый Евгений стал ее "говорящей головой" – в многочисленных интервью для СМИ и блогеров он много рассказывает о вере и лютеранстве, ведет свой микроблог и ютьюб-канал церкви.

Евгений Раскатов родился в Минске. Его отец, коренной петербуржец, оказался в Беларуси во время военной службы и познакомился там с будущей женой – украинкой по происхождению. Когда Евгению исполнилось пять лет, отец оставил службу, и семья переехала в Санкт-Петербург.

По словам Раскатова, его мама была верующей, но кроме того, что Евгения крестили и водили в церковь на Пасху, особые религиозные ритуалы в семье не исполняли. Тем не менее настоятель Анненкирхе с самого детства тянулся к церкви, хотя и был в его жизни период, когда он решил стать атеистом. Евгению тогда исполнилось 16 лет, на дворе были девяностые.

Евгений Раскатов, пастор церкви
Евгений Раскатов, пастор церкви

"В то время была общая духоподъемность [по части веры и религии] – Игорь Тальков, такой флер. Но мне это все, наоборот, было противно. Мне кажется, это нормальная идея молодости, когда ты отвергаешь все, – говорит Раскатов. – Есть мир, со всеми правилами, ты видишь в нем лицемерие и фальшь. И есть молодежная культура в разных проявлениях, которая все это попирает и ставит на первое место внутреннюю свободу".

Евгений искал себя во всем, в том числе в образовании. Он пытался поступить на журфак – не вышло, да и в самой профессии молодой человек быстро разочаровался. Пробовал себя в политологии, потом перевелся на культурологию – думал в будущем стать директором какого-нибудь музея. Но ни один вуз он так и не окончил. Только семинарию – уже несколько лет спустя.

Период бунтарства и поиска места в жизни был сопряжен с зависимостями, признается Евгений. В большей степени с алкогольной. В девять лет он начал курить, с 14 – регулярно выпивал, а с 17 пробовал наркотики, в том числе героин. Но в 21 год Евгений решил перестать употреблять, начал ходить на группы анонимных алкоголиков и наркозависимых, работавшие по системе 12 шагов, и снова заинтересовался религией.

"Поиски натолкнули меня на Библию как на один из тех источников, через которые Бог что-то сообщает о себе человеку. Я стал читать Священное Писание, стал христианином, но бесконфессиональным. Идеальную церковь для себя я нашел не сразу", – вспоминает Евгений.

Тогда же, в 21 год, Евгений познакомился со своей будущей женой Наташей – они вместе ходили в одну христианскую организацию, "Армию спасения". Вскоре пара переехала в Гатчину – город в 40 километрах от Петербурга. Там Раскатов нашел лютеранскую общину и присоединился к ней.

Пасхальная выставка в здании Анненкирхе
Пасхальная выставка в здании Анненкирхе

Параллельно с духовной жизнью Евгений занимался бизнесом. Сначала создавал групповые квесты за границей, потом продавал музыкальные инструменты: привозил из США гитары, микрофоны, кабели. Среди покупателей Евгения были лидер группы ДДТ Юрий Шевчук, музыканты "Ленинграда" и Billy’s Band. Все это продолжалось до 2014 года, пока "не рухнул доллар". Уже через год Евгения рукоположили на служение и назначили в Анненкирхе настоятелем и руководителем миссионерского отдела. Бизнес он оставил.

"Мне кажется, в моем случае поиски себя закончились как надо. Христианство – это тоже бунтарство в некотором смысле, просто не очень понятное по форме. Но на самом деле церковь – про поиск внутренней свободы, настоящего себя. Общество лепит из людей тех, какими они должны быть. Противно быть вылепленным. Церковь тоже может подмять и сделать из человека робота, но, мне кажется, в меньшей степени, чем общество", – считает Евгений.

"Зачем играть в Средневековье, если мы в нем не живем"

Сегодня Анненкирхе известна петербуржцам и многим туристам не только как классическая лютеранская церковь и духовное место, но и как модное культурное пространство города. С 2015 года наравне с богослужениями здесь проходят концерты, выставки и другие мероприятия.

Простой и непривычно неформальный для церкви язык коммуникации можно встретить буквально с первого соприкосновения с ней. "К нам в церковь нельзя в костюмах. Пастор может случайно начать изгонять из вас дьявола, и вам это вряд ли понравится", – висит при входе табличка.

"Прежде всего Анненкирхе – это церковь, а свои творческие проекты мы используем как язык коммуникации с внешним миром", – коротко объясняет сегодняшнюю концепцию Анненкирхе Евгений Раскатов.

Все идеи для экспозиций и инсталляций сотрудники черпают на выставках современного искусства, в том числе не связанных с христианством. Например, Евгений с частью команды ездил на Венецианскую биеннале, а этим летом планирует поехать на Burning Man – ежегодный фестиваль, который проходит в пустыне Блэк-Рок в Неваде.

"В этом есть элемент дерзости, мы как будто делаем лютеранство модным, – считает Раскатов. – Мы сеем эту идею в головы людям через культуру, которую сами отчасти придумали. А дальше за ней тянется вера в Бога, и она тоже клевая. Нельзя сказать, что мы продаем веру в Бога, но это все равно некий наш продукт, который нужно правильно показать людям. А как мы его показываем? Как верим, так и показываем. Зачем нам играть в Средневековье, если мы в нем не живем. Меня как раз раздражает, когда в церкви начинается какая-то византийщина. А потом ты – раз! – переоделся и едешь на машине домой. А че не на карете? Или не на лошади?"

Анненкирхе зарегистрирована как автономная некоммерческая организация, поэтому имеет право тратить все заработанное на уставную деятельность. Больше всего дохода церкви приносят коммерческие проекты: кофейня, трапезная "Манна", мерч, выставки, концерты. Совсем малую часть составляют пожертвования.

Евгений Раскатов, пастор церкви, ведет курс "Основы христианской веры"
Евгений Раскатов, пастор церкви, ведет курс "Основы христианской веры"

– Во время выставки к одной из инсталляций я прочитала подпись, что Иисус был против любой коммерциализации церкви.

– Если бы сейчас Иисус пришел, он бы выгнал нас? – смеется Евгений. – Раньше в Иерусалиме меновщики и торговцы животными стояли на пути между человеком и Богом, пропуская в храм, только если человек [воспользуется их услугами] обменяет валюту или купит жертвенное животное. Наши же стикеры, шоперы и всякая фигня, которую мы продаем у себя в лавке, не являются обязательным элементом, чтобы прийти к Богу. Равно как и выставки. Даже наоборот: выставки мы делаем для того, чтобы через них проповедовать.

Раскатов отмечает, что не стесняется говорить о заработках Анненкирхе. Ведь, по его словам, чтобы делать какое-то дело и достигать целей, нужны средства. А планы у настоятеля масштабные. Сегодня у лютеранской общины 120 приходов по всей России. Некоторые из них почти безжизненные, стагнируют. Евгений хочет вдохнуть в них жизнь и расширить присутствие лютеранской церкви в целом – сделать так, чтобы приходов было не 120, а 1200.

Говоря о критике того формата работы и донесения смыслов, которые выбрали в Анненкирхе, Раскатов отмечает, что любая деятельность вызывает, с одной стороны, восхищение, а с другой – критику. Иногда самую жесточайшую.

"[Некоторые люди] говорят, что нельзя делать в церкви то, что мы делаем. Что здесь нужно только молиться, а к нам приходит хипстота и фотографируется. Я по этому поводу не переживаю ни капельки. Если людей не привлекает то, что мы проповедуем, а привлекает лестница, на которой они фотографируются, – ничего страшного. С их инстаграма придет тот, кого привлекает и то и другое, – считает Раскатов. – Вопрос, как Бог на это смотрит. Мне кажется, ему нравится, что мы делаем, честно. Мне кажется, он доволен".

Бог не будет меня обманывать

Сейчас в штате церкви работают 70 человек. 22-летняя Зоя Брысковская – юная девушка с небрежно заплетенной косичкой в розовой толстовке с надписью "Ты – свет жизни" – прихожанка и сотрудница Анненкирхе. Она отвечает за дизайн-направление церкви и богословско-копирайтерское сопровождение к выставкам: пишет тексты экскурсий и табличек. С ней мы встречаемся в кофейне Анненкирхе сразу после воскресной службы.

"В моей семье было такое этноправославие, где нормально уживались водочка, Иисус, Будда и денежное дерево, – рассказывает о себе Зоя. – Меня очень раздражали всякая фальшь и неполное погружение в тему. Я не была воинствующей атеисткой – мне было безразлично, есть Бог или нет".

Подростковый возраст тоже стал переломным временем в жизни девушки. Только если Евгения Раскатова он отворачивал от веры, то атеистку Зою, напротив, привел к ней.

Зоя училась в престижном в Санкт-Петербурге Аничковом лицее, после которого, по задумке девушки и ее семьи, должна была поступать в чешский университет на химика. В последних классах она стала интересоваться литературой, в частности романтизмом, и начала читать рассказы писателя Леонида Андреева на духовную тему – "Иуда Искариот", "Жизнь Василия Фивейского". Тогда же она захотела какого-то бунта.

"Курили, кололись и тусили абсолютно все – это, получается, уже не бунт, – смеется Брысковская. – Я подумала, что будет очень прикольно, если я начну интересоваться церковью, в том числе чтобы лучше понимать литературу, которую тогда читала".

Зоя с мужем на пасхальной службе в Анненкирхе
Зоя с мужем на пасхальной службе в Анненкирхе

Так 17-летняя Зоя, не знающая ничего о церкви и ни разу в жизни не молящаяся, стала изучать религию.

В Анненкирхе она впервые попала во время прогулки с подругой. Потом Зоя стала ходить сюда на богослужения и прямо в церкви готовилась к предстоящим экзаменам. Спустя еще полгода девушка покрестилась и стала прихожанкой Анненкирхе, а после сдачи ЕГЭ решила еще и поработать здесь. К октябрю 2019 года Зоя передумала поступать в Чехию.

"Я поняла, что не готова менять свою жизнь ради поступления в Чехию, – говорит Зоя. – Это был очень тяжелый период, но я подумала: “Ну Бог-то не будет меня обманывать”. И это оказалось очень правильным решением. Потому что через год начался коронавирус [и всех студентов возвращали домой]. Бог как-то очень круто это разрулил, хотя изначально так не казалось".

Решение Зои стало причиной серьезного разлада в ее семье. Мама не разделяла интереса дочери к религии и церкви, а ее отказ от поступления в Чехию "стал последним гвоздем в крышку гроба", говорит Брысковская ("Я почти переехала в Анненкирхе, семья искала меня с собаками по всем церквям").

Классическое высшее образование Зоя так и не получила, но поступила в лютеранскую семинарию. Она признается, что поначалу ей было непросто в церкви из-за присутствовавшего в ней консерватизма и лютеранского фундаментализма. Многие священнослужители, по ее словам, креационисты – люди, которые считают, что Бог сотворил мир ровно за шесть дней, как написано в Библии, и что теории эволюции не существует.

"Но я увидела, что люди в это верят не потому, что они какие-то узколобые, а потому, что очень любят Бога. Я в этом тоже нахожу некоторую красоту", – добавляет девушка.

Сама Зоя умещает в себе веру и в Бога, и в теорию эволюции.

"Не моя работа – сводить вместе богословские мысли и теорию эволюции, если я не разбираюсь ни в том, ни в другом, – уточняет она. – Но Бог создал красивый, сложный мир. Мне кажется, он очень расстроится, если мы не будем его познавать. Если я предстану перед ним и скажу: “Слушай, Бог, я решила остановиться в развитии на уровне четырех тысяч лет до нашей эры и ничего больше не буду познавать”. Он скажет: “Ну и дура. Я для тебя столько всего крутого сделал”. Мне кажется, он очень кайфует от того, что сотворил".

Пасхальная выставка в Анненкирхе
Пасхальная выставка в Анненкирхе

Настоятель Евгений Раскатов как раз придерживается консерватизма с точки зрения проповеди, несмотря на либеральные взгляды в части продвижения идей церкви и лютеранства. Либеральная теология, по его мнению, путь смерти, она ставит под сомнение библейскую истину, размывает точки опоры и превращает все в понятие self – самоопределение, самодостаточность, самоудовлетворение.

"Вся вот эта самость не свойственна церкви, – считает Евгений. – Поднимая вопросы ЛГБТ-повестки или глобального потепления, либеральная теология пытается угодить интересам власти или общества. В таких случаях церковь всегда проигрывает".

При этом, как отмечает настоятель Анненкирхе, когда к нему приходят гомосексуалы и спрашивают, как церковь относится к ЛГБТК-сообществу, он старается отвечать так, чтобы не отвергнуть их.

"Но, с другой стороны, я должен ответить правду: гомосексуальный грех в Библии осуждается, – тут же добавляет Раскатов. – Но мне нужно подобрать слова. Я беспокоюсь об этом человеке. Я рад, что он пришел и задал этот вопрос. Грех и человека нужно отделять".

Христианский стендап

Прихожане Анненкирхе – это в основном активные горожане от 20 до 35 лет, что для церкви считается очень молодым возрастом. Сейчас в приходе чуть больше 200 человек. Чтобы стать частью лютеранской общины в Анненкирхе, человек должен пройти курс "Основы христианской веры", а затем обряд конфирмации. Настоятель Евгений Раскатов – составитель и один из лекторов курса. По его словам, каждый год слушателями становится около 500 человек, а воцерковляются после этого 30–50.

Одна из лекций 16-го потока курса проходит в часовне сразу после воскресного богослужения. В небольшом пространстве с маленькими круглыми витражными окошками на втором этаже Анненкирхе – аншлаг, пустых мест нет. Среди слушателей преимущественно молодые люди. Лекцию ведет Евгений Раскатов, переодевшийся после службы в синий свитер, из-под которого виднеется пасторский воротничок, и темно-синие брюки. Он зачитывает фрагменты Писания, а затем рассуждает об этом с аудиторией на более доступном языке. Из-за непринужденной атмосферы иногда лекция походит на христианский стендап с шутками и анекдотами.

Евгений Раскатов, пастор церкви, проводит богослужение
Евгений Раскатов, пастор церкви, проводит богослужение

"Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен, и великий страх объял всех, слышавших это", – зачитывает отрывок Писания Евгений и начинает обсуждение.

– Вы поняли, что произошло?

– Он умер, – отвечают из зала.

– Он помер, да. А из-за чего? Человек продал землю: половину денег спрятал, половину принес Апостолам. Петр говорит: "Ни фига себе, ты что вообще такое придумал? Ты соврал: продал дороже, а нам только половину принес". И тот такой – ах, и умер. Кстати, вы, когда на курс записались, вам говорили, что нужно будет квартиры отписывать? Вот, мы дошли до этого счастливого момента, – снова шутит Евгений Раскатов.

Лекция длится около трех часов. Под конец начинается довольно оживленная дискуссия: любой слушатель может задать вопрос.

– Возраст [в котором человек будет пребывать в раю] примерно известен? Стариками мы туда попадаем или… – задает вопрос один из присутствующих.

– Нет, неизвестен, – отвечает Евгений Раскатов, подумав.

– А кремация – это не как пластическая хирургия? – шутит кто-то из зала.

– Если ты губы себе сделаешь и грудь – деньги потрачены, будет ли это в вечности? Кремация никак не влияет, конечно, – в той же шутливой манере говорит настоятель.

В душе дыра размером с Бога

Трапезная "Манна" – еще один проект Анненкирхе. В небольшом пространстве со сводчатыми потолками пахнет ладаном, играет классическая музыка. В углу сидит компания молодых ребят из шести человек – они по очереди читают Писание.

В дверях появляется молодая девушка с короткой озорной стрижкой. Это 24-летняя Даша Летушова, прихожанка и сотрудница Анненкирхе.

По воспоминаниям девушки, уверовала она еще в детстве, когда ей было семь лет. В ее семье все были атеисты, но мама носила крестик. И когда Даша спросила, что это такое, женщина объяснила как смогла. "Она сказала, что это Иисус, он всех любил. Но злые дяди и тети его убили за то, что он был очень добрым, – вспоминает девушка. – И меня в семь лет это настолько поразило, что я попросила маму меня покрестить".

В 12 лет Даша сама пошла в воскресную школу православной церкви возле дома, а в 15 лет столкнулась с первым серьезным кризисом веры, который продлился около пяти лет. Тогда ее походы в церковь сократились до служб на Пасху, она перестала соблюдать заповеди, стала неформалкой, проколола нос, бровь и губу, ярко красила волосы, заплетала дреды.

Пасхальная служба в Анненкирхе
Пасхальная служба в Анненкирхе

"У меня врожденная инвалидность – артрогрипоз верхних конечностей, из-за чего в подростковом возрасте я перестала себя принимать, – объясняет причины кризиса веры Дарья. – Я предпринимала несколько попыток самоубийства, при этом продолжая верить в Бога. Просто у меня было ощущение, что он любит всех, но не меня, раз дал мне такое проклятье [в виде болезни]".

На это накладывались сложные отношения с мамой и некоторое разочарование в православной церкви: Даше не нравилось, что в православии слишком много внимания уделяется не Иисусу Христу, а другим святым.

Через несколько лет девушка познакомилась со своим будущим мужем, у них начались отношения. Но даже получив, как говорит Даша, "долгожданное внимание мужчины", проблему с принятием себя она решить не смогла. Точкой невозврата стал конец 2020 года, когда Летушова поняла, что находится в глубокой депрессии.

"В конечном итоге мне попалась проповедь Ника Вуйчича, – вспоминает Даша. – Меня как будто окатило водой холодной. Мне стало очень стыдно: я ни в чем не нуждалась, но при этом постоянно душевно страдала. И я поняла, что страдала, потому что не примирилась с Богом. Есть такое выражение: “У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый пытается закрыть ее тем, чем может”. А ее никто не может закрыть, кроме Бога. Ни отношения, ни парни, девушки, карьера, классная одежда, деньги".

Тогда Даша начала поиск "своей" церкви. Понимая, что с православной ее пути разошлись, она пробовала ходить в протестантскую и даже почти присоединилась к общине в католической церкви. Но в конце концов нашла себя в лютеранстве, а именно – в Анненкирхе. Когда Даша была в отпуске в Петербурге, друг предложил ей сходить на выставку "Сотворение мира", которая тогда проходила в церкви.

Дарья проводит экскурсию по Анненкирхе
Дарья проводит экскурсию по Анненкирхе

"Это было перед моим днем рождения: я покрасила волосы, красиво оделась. Как будто на свидание собралась, – улыбается Даша. – И вот открылась плотная занавеска, которая висит в Анненкирхе при входе, и я вижу огромную планету – Землю, нависшую над церковью. И поняла, что это ответ. Бог сказал: “Вот, смотри!” Я прошла по всей выставке и осознала, что вот так хочу говорить о Боге".

Даша прошла обряд конфирмации и присоединилась к церкви в апреле 2022 года. За неделю до этого она вышла замуж, и летом они с мужем переехали в Петербург.

Сейчас Летушова занимается детско-молодежной работой в Анненкирхе: ведет воскресную школу для ребят в возрасте от четырех до 11 лет, организует выездные лагеря и праздники, проводит экскурсии.

Даша признается, что кризисы веры случаются с ней и сейчас. Последний произошел за неделю до нашего разговора: "Вера человека очень непрочная, и, когда происходят вещи, которые сильно не сходятся с твоим мировоззрением, ты начинаешь думать: “Бог, почему ты это допускаешь, почему люди не могут жить в мире?” Но конечно, быстро понимаешь, что от бед ты не застрахован, но Бог рядом и ты с ним обязательно со всем справишься. Мир никогда не будет добрым, мирным, в мире опасно. Но вера в то, что Бог все усмотрит, что ты будешь не один, – единственное, что стабильно".

Говоря о том, какое место занимает церковь в сегодняшнем мире, Евгений уверенно отвечает, что она находится вне времени и обстоятельств. События последних лет, включая пандемию коронавируса и начавшуюся 24 февраля 2022 года "специальную военную операцию" в Украине, по его мнению, ничего не изменили в Анненкирхе.

Пасхальная выставка в здании Анненкирхе
Пасхальная выставка в здании Анненкирхе

"Всегда есть вопросы сегодняшнего дня – прививаться или нет, идти служить или уезжать в Казахстан. На них человек отвечает сам. Церковь не существует в контексте сегодняшнего дня, у нее природа другая. Если говорить про церковное ядро и сущность, она живет в некоторой своей вселенной. Церковь не должна заниматься политикой", – поясняет настоятель свою позицию.

* * *

Евгений Раскатов придерживается важного правила в своей работе: в пасторском служении важна сменяемость.

"Когда человек приходит на новое место – у него есть энергия и опыт, чтобы делать что-то классное, – говорит Раскатов. – Но в какой-то момент можно закиснуть на одном месте. Часто бывает, что приходы выгоняют пасторов, потому что они всех заколебали. Я не хочу довести до такой кондиции. Пока у меня есть энергия и она полезна, то лучше ее использовать. А когда ее станет меньше, эту энергию тоже можно использовать, но в каком-нибудь деревенском приходе – где этого будет достаточно".

Сам Евгений определил себе такой срок – оставаться настоятелем как минимум до окончания реставрации Анненкирхе. Предполагается, что ремонт начнется в 2024-м и займет два года. А пока Раскатов готовит себе преемников.

Такая разная Россия. Региональные медиа на «Свободе»

Говорят, журналистика в России закончилась. Это неправда. Да, только после 24 февраля были заблокированы сотни российских медиа. Да, каждую пятницу журналистами пополняется минюстовский список иноагентов. Да, уже небольшой пост в социальных сетях сегодня чреват столкновением с карательной мощью государства. Да, российский журналист, продолжая честно делать свое дело, рискует свободой, а иногда и жизнью. Да, десятки российских журналистов не по своей воле покинули страну за последние месяцы. Однако и сегодня в разных регионах большой и трудной для жизни страны остаются журналисты, которые пытаются честно делать свое дело, рассказывать о том, что эта жизнь представляет собой на самом деле, а не в отчетах чиновников. Рождаются новые медиа, созданные неравнодушными и смелыми людьми, верными принципам своей непростой профессии.

В проекте "Такая разная Россия" мы публикуем лучшие их материалы, посвященные жизни российских регионов

XS
SM
MD
LG